четверг, 23 мая 2013 г.

Музеи Гвадалеста

Есть в городе Гвадалесте удивительный человек Антонио Марко. Он уже седой, хотя я помню его черноволосым красавцем.

Он и сейчас красив гордой красотой успешного человека, знающего себе цену.

Вырос он в маленьком городке в 10 км от Гвадалеста. Но его родной городок в горах провинции Аликанте был не такой маленький, как Гвадалест.

И детей в испанских семьях первой половины ХХ века было всегда много. Только игрушек у детей много не было.



Откуда их взять в бедном городке не богатой страны? А те, что были, часто ломались.  Но маленький Антонио научился их чинить. И не только свои, но и чужие. А потом научился и делать новые игрушки, добившись в этом ремесле больших успехов на радость детворе и их родителям. 

Шли годы. Антонио вырос. Но остался верен своему ремеслу игрушечного мастера. Только игрушки, которые он делает, больше не попадают в руки маленьких испанцев, хотя по-прежнему радуют и малышей, и взрослых. Антонио делает игрушечные дома, мебель, машины, животных и людей.  А точнее – он воссоздаёт в миниатюре Испанию начала прошлого века.

Проходя по двум залам маленького музея, где выставлены его работы, мы видим, например, дворянский дом  высотой около 60 см и такой же ширины. А в доме горят  люстры, накрыт стол, за которым собрались гости, суетится прислуга, повар с помощниками на кухне готовят обед... Сквозь открытые окна дома мы видим убранство спален и ванных, видим, как шофёр в гараже ремонтирует машину довоенной поры, а швейцар услужливо распахивает двери перед запоздавшими гостями…

И всё это миниатюрно, но сделано настолько тщательно, что не оставляет иных чувств, кроме восхищения. К тому же всё работает:  в ванной комнате наполняется ванна, на кухне горит огонь на плите, а двухсантиметровые ходики на стене в спальне показывают правильное время!

Есть в музее и крестьянский дом, и мастерская плотника, и городская церковь, и автомастерская, и садовый магазин, и парикмахерская, и мясная лавка, и сельский трактир, и…

Много чего есть. Всего более сотни больших и малых домов, наполненных домашней утварью, заселённых обитателями, живущих жизнью давно ушедшей эпохи.

А на верхнем этаже музейного здания воссоздан цельный город прошлого столетия, в котором бурлит жизнь, все здания и улицы заполнены людьми, повозками, домашними животными. 

И всё это движется, работает или развлекается. Красивое, достоверное и сделанное руками одного человека.


Музей никогда не бывает пустым.  7 дней в неделю и 365 дней в году его посещают миллионы людей со всего мира. Включая и королевскую чету, несколько раз приезжавшую в Гвадалест и вручившую создателю музея специальную королевскую почётную грамоту.

Я лично знакома с Антонио уже много лет, и это большая честь для меня. Он подарил мне книжку с воспоминаниями и фотографиями своих работ. А я перевела её на русский язык. Антонио собирается напечатать её и дарить русскоязычным туристам. 

Второго замечательного горожанина по имени Габриэль Усса я никогда не видела. Он работает по ночам. Дневной свет вреден тому делу, которым он занимается.

 Под микроскопом Габриэль рисует на рисовых и маковых зёрнах, сверлит человеческий волос и «фарширует» его различными скульптурами.

Продевает микроскопических слонов через игольное ушко, делает гравировки на подковах, которыми подковал блоху (видно, читал Лескова), муравья и божью коровку и изготавливает много других миниатюр.


Смотритель музея, где выставлены работы Габриэля, сказал мне, что при выполнении особо точных работ, мастер научился останавливать своё сердце на несколько десятков секунд, чтобы сердечный ритм не сбивал ему руку. Как он это делает, я не знаю.

Однажды, в своё самое первое посещение музея, лет 20 тому назад, я по-русски  записала слова благодарности в книгу отзывов.

А когда через три месяца приехала в Гвадалест снова, билетёр музея загадочно мне сказал «Сеньора, у нас есть для Вас кое-что!» и показал мне миниатюру под названием «Москва».

 Мне было очень-очень приятно.  Полюбуйся и ты, мой дорогой читатель, на это чудо!

Несколько лет назад в Гвадалест переехали двое американцев – мать и сын. И в городе появился уникальный музей, которого больше нет в Европе. Это музей перечниц и солонок.

Более 20 000 экспонатов со всех стран, включая Россию, сгруппированы по темам: животные, великие люди, музыкальные инструменты, достопримечательности, растения, маяки и т.д.  И всё это – настоящие перечницы и солонки, побывавшие в употреблении. Они сделаны из стекла, фарфора, металла, дерева, пластика и даже из золота!

Есть в Гвадалесте музей дворянского быта, музей старинных мотоциклов, музей средневековых пыток, музей крестьянского быта и ремёсел XVIII века.

А нижний этаж и подвал здания городской мэрии занимает тюрьма XII века, между прочим, великолепно сохранившаяся. В тюрьму, кстати, посетителей пускают бесплатно.
 
Теперь, дорогой друг, ты понимаешь, почему в этот крохотный городок в горах на протяжении десятилетий едут миллионы туристов со всего света.

Рекомендую оказаться в их числе!

6 комментариев:

  1. Ну какая прелесть, эти музеи! Такие уникальные, которых нигде нет!Правда, в Харькове есть музей, где экспонаты нужно рассматривать под микроскопом.
    Татьяна, очень интересно, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, я рада, что Вам понравилось. Музеи есть во всех городах Испании. Я ещё не один раз напишу об этом. Но Гвадалест - это уникальное место.

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна! Вы очень интересно рассказали о музеях в Гвадалесте. Я была в этом горном селении и видела некоторые музеи. Но, благодаря вашему увлекательному рассказу, как будто опять прошлась по этим музеям. И мне очень интересно было прочитать об их истории. Спасибо большое за интересную и познавательную статью!

    ОтветитьУдалить
  4. Ирочка, а Вы приезжайте с мужем к нам на отдых. От Толедо до Аликанте совсем не дадеко. Тем более теперь, когда заработала скоростная железная дорога Мадрид - Аликанте. И мы вместе съездим не только в Гвададест, но и в Ориуэлу, и на водопады Альгара, и в Алкой, и в Картахену.

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна! Какая Вы молодец, а миниатюрная Москва очень нравится.

    ОтветитьУдалить
  6. Стараюсь, Андрей!
    Мне очень приятно, что Вам понравилось. Вы же знаете, сколь для меня важно Ваше мнение!

    ОтветитьУдалить